Кошки в древности в разных странах мира

Популярные породы кошек

Сегодня известно большое количество естественных пород, которые сохранились по сей день. На их основании человек придумал много новых. Итак, к старейшим породам относятся следующие:

  1. Турецкая Ангора – эта порода появилась в современной Турции. В европейские страны она попала в семнадцатом столетии. Это национальная порода Турции. Изначально существовал только белый окрас. Но сегодня встречаются и другие – коричневый, красный, голубой, кремовый, белый. Эти животные считаются независимыми и немного флегматичными. Они легко привязываются людям и адаптируются к любым условиям.
  2. Анатолийская – считается потомком одной из первых пород, которая появилась в долине Ван, расположенной на Армянском нагорье. Это животные отличаются средними размерами и мускулистым туловищем. Они имеют короткую шерсть разных цветов. Самыми известными являются белые кошки с гетерохромными или голубыми глазами.
  3. Турецкий ван – эта порода долго развивалась возле озера Ван в Турции. Такие животные имеют прекрасные качества пловцов. Для них характерна длинная шерсть разных оттенков, которая отличается водоотталкивающими характеристиками.
  4. Персидская – предками этой породы считаются длинношерстные коты из Персии, Турции, Армении. Животные, которые в 1620 году попали в Европу, стремительно распространились. К настоящему времени их внешний вид претерпел много изменений. Современные животные имеют более плоскую морду, широкую голову и небольшие уши. Шерсть таких кошек является более длинной, а тело – коротким и мощным.
  5. Абиссинская кошка – эта порода зарегистрирована в Великобритании в 1861 году. Есть ряд версий происхождения этого вида. Согласно одной из них, абиссинская кошка является прямым потомком древних особей Абиссинии. Они были священными. Вторая теория гласит, что древнейший вид полностью вымер, а современные коты представляют собой результат работы британских фелинологов.

Появление кошек датируется древними временами. Эти животные появились несколько миллионов лет назад. Впоследствии люди приручили их для борьбы с грызунами. Впоследствии было выведено много новых пород.

История одомашнивания

Восточносибирская лайка(чемпион мира 2009)

Не все виды животных способны уживаться с человеком, только немногие смогли преодолеть страх перед людьми ([источник не указан 1000 дней]). Разные народы приручали множество самых неожиданных животных — антилоп, журавлей, страусов, питонов, и даже крокодилов. Некоторые учёные считают, что первобытные люди содержали в неволе и приручали даже мегатериев (ныне вымерших гигантских ленивцев) ([источник не указан 383 дня]) и пещерных медведей. А карфагенский полководец Ганнибал в войнах с римлянами конца III века до н. э. использовал боевых слонов.

Корова эйрширской породы

Однако приручить ещё не значит одомашнить. Число видов действительно одомашненных животных очень невелико — не более 25. Для одомашнивания необходимо, чтобы содержащееся в неволе животное регулярно приносило потомство, то есть, агроценоз или иной искусственный ландшафт стал для него нормальной, привычной средой обитания. Только тогда можно заняться отбором и, сохраняя особи с самыми ценными для человека свойствами, спустя много столетий получить уже не просто прирученное, а настоящее домашнее животное. Так например, в древности при дворах правителей Сирии, Индии, Средней Азии, даже Европы часто держали гепардов, ценившихся за красоту и превосходные охотничьи качества. История знает два примера, когда ручные гепарды принадлежали великим людям: один — Чингисхану, другой — Карлу Великому. Однако прирученные гепарды не стали домашними.

Первым спутником человека стал волк, «прибившись» к нему в каменном веке (10—15 тыс. лет назад). Генетики установили, что впервые волки были одомашнены человеком в Южной Азии. Так от прирученных волков и, возможно, шакалов произошла домашняя собака.

Петух

Почти так же долго (не менее 10 тыс. лет) длится дружба человека с овцами и козами. Предком овец был горный баран — муфлон, обитавший в Южной Европе и Передней Азии. В результате скрещивания и тщательного отбора человек создал более 150 пород домашних овец, ныне лишь отдалённо напоминающих дикого прародителя. Козы ведут свой род от бородатого или безоарового козла — обитателя тех же областей, что и муфлон. Число пород домашних коз невелико, но зато они очень разнообразны: ангорские с великолепной шерстью, швейцарские молочные; небольшие камерунские, превосходно лазающие по деревьям, и др.

Наибольшую пользу человеку принесло одомашнивание тура — предка современных коров. Сравнительно недавно дикие туры водились в Европе, Северной Африке, Малой Азии и на Кавказе. Последняя на Земле самка тура была убита в Польше, в лесах Мазовии, в 1627 году.

7,5 тыс. лет назад человек одомашнил азиатского буйвола — сильного и опасного зверя. Теперь в жарких странах они не только источник мяса и шкур, но и незаменимая тяговая сила.

Лошадь была одомашнена сравнительно недавно — 5—6 тыс. лет назад. Предком её был истреблённый теперь тарпан, привольно чувствовавший себя в степях Евразии. Впрочем, некоторые учёные предполагают, что конская родословная начинается с дикой лошади, получившей название лошади Пржевальского.

Голубка по кличке Шер Ами, состоявшая на службе в армии США в начале XX века

При переходе человека к оседлому образу жизни (примерно 10 тыс. лет назад) и с началом развития земледелия, когда появились первые поселения и амбары, в которых хранились запасы зерна, появились первые домашние кошки. Одомашнивание кошки произошло на Ближнем Востоке путём приручения дикой ближневосточной (иначе ливийской или нубийской) кошки, и все 600 млн ныне живущих на Земле домашних кошек являются потомками диких ближневосточных (ливийских) кошек, прирученных в районе Плодородного полумесяца.

Солидна и история домашних птиц: около 5 тыс. лет назад были одомашнены куры, ведущие свой род от банкивских и красных кур Южной и Юго-Восточной Азии, и гуси, потомки дикого серого гуся. 3—4 тыс. лет назад в Европе и Китае одновременно одомашнили уток, а в западной Африке — цесарок.

Чтобы создать разнообразные породы, человек использовал не только птиц и млекопитающих, но и некоторых беспозвоночных животных, самыми важными из которых являются медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Произошло это достаточно давно — около 5 тыс. лет назад.

Эксперименты в области одомашнивания продолжаются до сих пор. Селекционеры ведут работы с лосями и антилопами, оленями-маралами и овцебыками, соболями, норками и многими другими пушными зверями.

Фигурки и символы кошек в древних эпосах

Но не только египтяне увековечили кошку в своей истории. В китайской мифологии существовала богиня Ли Шо, покровительница плодородия. Она изображалась в виде кошки. Японцы считают сильным талисманом фигурку кошки, поднявшей переднюю лапку. Одна такая кошка спасла Императора от удара молнии. Он увидел кошку перед храмом, животное приподняв лапку направило Императора внутрь храма, и только он успел скрыться, как на то место обрушился огненный шар. С тех пор кошка является хранительницей человеческой жизни. Но их не везде так почитали. В греческой и римской мифологиях коты сопутствовали черным силам и злым богам. В Европе к кошкам стали относится негативно с начала Средневековья, когда церковь объявила поклонение кошкам языческим жестом. Было поверье, что эти создания находятся во власти ведьм и несут окружающим зло. Это повлекло массовые истребления животных.

Проявление кошки в истории Древнего Египта

Изучая историю Египта, невооруженным взглядом видно какое положение отводилось кошкам в то время. Выше мы упоминали о богине Бастет (Баст). Изображали ее по-разному: женщину с головой кошки или просто черной кошкой. Поклонение богине началось с периода, когда древние египтяне начали активно заниматься земледелием. Собранный урожай зерна мог быть под угрозой нашествия грызунов. Поэтому кошки становились популярными: они могли защитить запасы зерна и спасти от голода. Они также истребляли змей, делая улицы более безопасными для людей.

Баст (Бастет) — не единственная богиня в кошачьем обличии. Главного бога египетской мифологии — Амон Ра, тоже называли «большим котом», львица Сехмет олицетворяла солнце и войну, лев Махес отвечал за защиту от недругов, гепард Мафдет — за правосудие.

Библейская история

В Библии нет упоминания о кошках. Связано это с тем, что освобожденные из-под гнета египтян иудеи, не могли поклоняться божествам в животных обликах, им не позволяло это их религиозное сознание. Также есть еще одно объяснение отсутствия кошки в Библейских писаниях: назначение Библии направлять человека по пути к спасению души, а не описывать быт Палестины.

Гонения на кошек в период Средневековья

С появлением христианства в Европе кошки стали воплощением языческих пережитков. Их демонизировали, утверждали, что они служат темным силам. Животных в огромных количествах пытали и убивали. Все в кошке ассоциировалось со злом: шерсть душила, плоть и зубы были наполнены ядом, дыхание способно разрушить человеческие легкие. Считалось, что кошка это ведьма в обличии животного. Гонениям подвергались кошки и те, кто проявлял к ним добрые чувства — их обвиняли в колдовстве. Есть мнение, что массовое уничтожение кошек в Европе привело к расцвету грызунов, в том числе крыс, которые распространяли инфекционные заболевания. Истребление кошек считалось одной из причин вспышки бубонной чумы в 1348 году. Кошки смогли вернуть свое расположение благодаря королеве Англии Виктории, которая интересовалась историей Древнего Египта, в том числе культом богини Бастет.

Роль кошки в Древнем Египте: почему этих животных обожествляли?

Древние статуэтки египетских кошек

Прошлое Древнего Египта и история одомашнивания диких кошек неразрывно связаны между собой, поскольку именно в стране пирамид предки современных котов впервые стали обитать рядом с человеком. Об этом говорит множество источников, датированных III тысячелетием до нашей эры.

Уже тогда на росписях в гробницах знатных граждан и даже самого фараона пушистые зверьки запечатлелись живущими в доме в качестве почетных членов семьи и носящими специальные ошейники. Египетские художники старались рисовать священного зверька в любых видах и позах на погребальных плитах или папирусах. Скульпторы ваяли их из золота, бронзы, камня или дерева, лепили из глины, вырезали из слоновых бивней. Юные египтянки всегда держали при себе амулеты с кошачьими образами, которые назывались «утчат» и являлись символом деторождения.

Жители страны пирамид очень чтили пушистых животных. Они восхищались их чистоплотностью и изяществом. Особую тайну для человека представлял тайный сумеречный образ жизни кошки, ее светящиеся в темноте глаза, бесшумная походка, независимый нрав. Эти необычные и необъяснимые качества вызывали трепет у древних людей и вселяли в их сердца безграничное уважение к свободолюбивому зверю. Помимо этого, кошке приписывались и мистические способности – по мнению египтян, она могла посещать потусторонний мир.

Поэтому кошки и были желанными гостями во многих храмовых комплексах Древнего Египта. Там их кормили свежей рыбой, которую специально разводили в прудах. Уход за храмовыми животными осуществлялся жрецами – «стражами кошек» и являлся одной из самых почетных служб в государстве. Причем эта уважаемая профессия с гордостью передавалась по наследству от отца к детям. Суеверные египтяне считали, что храмовые зверьки способны предсказывать будущее. Потому жрецы внимательно следили за каждым их жестом, а потом истолковывали знаки, считая, что так с ними общаются сами боги.

Практическая сторона вопроса

Почитание кошки в Древнем Египте имело и экономические предпосылки, помимо мистических. В те далекие времена государство занималось исключительно аграрной деятельностью и славилось на весь мир своим богатым урожаем зерновых культур. Фактически жизнь страны пирамид напрямую зависела от количества выращенной пшеницы и ее сохранности.

Но урожай нередко подчистую уничтожался несметными полчищами грызунов

Именно тогда древние египтяне и обратили внимание на пушистых зверьков, каждому из которых было под силу спасти до десяти тонн зерна в год. Таким образом, кошки являлись жизненно необходимыми животными для выживания целой нации.

А еще маленькие хищники ловко уничтожали ядовитых рогатых гадюк, которых в тех землях водилось великое множество. Кошек брали и на охоту в качестве охотничьих животных, они добывали птиц и рыбу.

Эпоха Новых царств

Культ Бастет, самой знаменитой кошки древней мифологии, достиг наивысшего расцвета в начале второго тысячелетия до нашей эры, в период царствования 12 и 13 династий фараонов. Её образ в мифологии был исключительно позитивным.

«Я кошка, мать жизни», — писали египтяне под изваяниями Бастет, которую они изображали в виде девушки с кошачьей головой. В руке кошка непременно держала систрум, древний музыкальный инструмент, что можно счесть намёком на ночные кошачьи концерты. Она считалась покровительницей материнства, детей и плодородия, и ей приписывали самые лучшие черты, как кошачьи, так и человеческие.

Кошки в храме и дома

Центром Бастет стал город Бубастис в низовьях Нила, где в честь богини построили огромный храм. В 450 году до нашей эры этот город посетил древнегреческий историк Геродот, в подробностях описавший увиденное. Храм Бастет он называет самым приятным для глаза в Египте и рассказывает о празднествах в честь богини-кошки, на которое съезжались люди со всего царства.

В этих торжествах, проходивших семь раз в год, принимали участие до ста тысяч жрецов и даже сам фараон. При храме жили кошки, за которыми ухаживали жрецы и жрицы, они же толковали поведение храмовых кошек, пытаясь найти в нём знаки божественных сил.

Удивило греков и общее отношение египтян к кошкам: они жили в каждом доме и считались членами семьи. В случае пожара в доме именно кошек, а не детей, египтяне спасали первыми. За убийство кошки, вольное или невольное, виновник наказывался смертной казнью.

Когда умирала кошка, её семья облачалась в траур, кошек бальзамировали и хоронили с почестями, положив в саркофаг их игрушки и еду, например мумифицированных мышей. Кошачьи некрополи, обнаруженные в Бубастисе, Бени-хасане и Сиуте, содержали сотни тысяч кошачьих гробниц.

Воинствующая Сехмет

Но даже такая невероятная любовь к кошкам не помешала египтянам увидеть и другую сторону кошки. Её воплощением стала богиня-львица Сехмет, бесстрашная и жестокая воительница.

В одном из египетских мифов говорится, что Сехмет, посланная на землю для защиты людей, впала в ярость и начала истреблять человеческий род. Не зная, как остановить её, боги решили пролить на землю вино. Львица приняла его за кровь, налакалась и, охмелев, заснула.

Значение богини Бастет в религиозном культе

Археологи предполагают, что в древнеегипетском пантеоне значились имена нескольких сотен богов. Но одним из самых популярных божеств, входящих в «священную девятку» (девять верховных божеств), считалась молодая и прекрасная девушка с головой кошки – богиня Бастет (Баст).

Ее статуи высекались из камня, изготавливались из золота или бронзы. В руках она держала систр (музыкальный инструмент), а у ног богини резвились четыре котенка. На основаниях этих статуй и обелисках высекались священные молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, все здоровье и радость сердца».

Кошки Египта почитались и в двояком обличии: самого бога Солнца часто запечатлевали в образе рыжего кота (мужская ипостась Бастет). А в древнеегипетской Книге мертвых изображен Великий Мату – кот белого цвета, который спас человечество от змея Апопа.

Иногда богиню изображали и со львиной головой, чтобы подчеркнуть двойственность натуры. Это связано с одной интересной легендой о дочери верховного бога Ра, которая могла принимать облик львицы, – Сехмед (или Муут). Она была владычицей пустыни, грозной и беспощадной богиней войны и палящего солнца. В качестве оружия у нее были знойные ветры самума и стрелы, поражающие врагов в самое сердце.

Несмотря на вздорный характер, Сехмед считалась хранительницей мира и защитницей людского рода. К ней возносили молитвы тысячи верующих в минуты опасности и просили защиты от недоброжелателей.

Если доверять мифу, Ра отправил Муут на землю, чтобы наказать непокорных людей. Но попав однажды к простым смертным, жестокая богиня вкусила людской крови, обезумела и перешла все дозволенные границы. Она начала беспощадно истреблять человечество. Тогда бог Онурис решил обмануть львицу и облил землю пивом, подкрашенным в красный цвет (по другой версии красным вином).

Перепутав напиток с кровью, она принялась лакать его и вскоре опьянела. Именно тогда боги и обратили кровожадное дикое животное в пушистую миниатюрную кошку. Поэтому кроме утонченной кошачьей сущности, Баст имела и вторую темную натуру жестокой хищницы Сехмед. Со временем этот миф забылся, и после 2000 года до нашей эры изображения Бастет значительно изменились – ее стали изображать исключительно в образе грациозной кошки.

Также богиня-кошка чтилась как покровительница беременных и рожающих девушек, поскольку именно эти животные легко котятся. Древние египтяне верили, что Баст оберегает детей от укусов ядовитых змей и скорпионов, а также тяжелых недугов. Поэтому для новорожденных изготавливались амулеты с изображением кошки, а детям постарше наносились соответствующие татуировки.

Храмы, построенные в честь женщины с кошачьей головой

В религии Древнего Египта божественная кошка имела огромное значение и влияние. В ее честь недалеко от дельты Нила был построен религиозный центр поклонения – город Бубастис, в котором находился прекраснейший храм, посвященный кошачьей богине, если верить описанию древнегреческого историка Геродота. Именно здесь проходили ежегодные религиозные торжества, связанные с кошачьим культом, куда стекалось множество паломников со всей страны. Археологи даже нашли в древнем городе крупнейшее захоронение мумифицированных пушистых зверьков (около трехсот тысяч мумий).

Также известно, что в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в честь кошки египтяне воздвигли большое святилище. В его центре возвышалась статуя Бастет гигантских размеров, изготовленная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время религиозных торжеств изваяние выносили из храма, погружали в ладью и провозили вдоль речных берегов.

Историки связывают подобное возвышение богини с кошачьей головой с серьезными политическими изменениями в стране пирамид, когда центральная власть перешла из Верхнего Царства в Нижнее, а у государства появилась новая столица – Пер-Баст (дом Баст). Культ Бастет продержался на египетской земле вплоть до IV века нашей эры.

Как кошки попали за пределы Египта (почти криминальная история)

Культ кошек в Древнем Египте существовал много столетий. Все египетские мурлыки с точки зрения закона являлись собственностью фараона. Вывезти кошку из страны считалось преступлением, заслуживающим смертной казни. Если египтяне, приехав куда-нибудь за границу, встречали там домашних кошек, они были уверены, что зверюшка украдена из Египта, и старались выкупить животное и привезти его обратно.

Однако кошки в Европу всё-таки попадали: их крали и тайком вывозили хитрые финикийские купцы, торговавшие с Египтом. Они понимали, что за такой редкий товар можно получить очень высокую цену. В Грецию кошки, по-видимому, попали за полтысячелетия до нашей эры. А вот в Италии и Швейцарии мурлыки стали известны лишь во II или III веке после Рождества Христова.  Значительно раньше мурки появились в Индии, Таиланде и Китае. Но широкое распространение эти животные получили не раньше второго тысячелетия нашей эры.

Рекомендуем посмотреть интересный документальный фильм о кошках древнего Египта

Сибирская кошка

Сибирская порода кошек имеет древнее происхождение. Выведены животные были на территории нашей страны. Родоначальниками породы являются дикие степные коты, которые скрещивались с домашними кошками, привезенными из других государств. Точная дата появления длинношерстных красавцев неизвестна. Но считается, что все кошки описанные в русских народных сказках — это представители сибирского типа.

Главный признак породы — густая жесткая шерсть с двойным подшерстком. Представители породы очень сильные и выносливые, к тому же они прекрасные охотники. Из — за шикарного внешнего вида сибиряки очень ценились в дворянских семьях.

Несмотря на то, что сибирские кошки живут рядом с людьми уже несколько веков, Международный стандарт породы был зарегистрирован лишь в 1991 году. Сейчас порода распространена не только в России, но и по всему миру.

Как кошки стали домашними

Существует несколько версий появления кошек в жизни человека. Информацию об одомашнивании кошек можно почерпнуть только из древних письменных источников. Первые данные об этом датируются 3 тысячелетием до нашей эры.

Считается, что первыми кошек одомашнили египтяне, которые использовали их для истребления грызунов. Они появились в городах и поселениях, и помогали уберечь запасы зерна от посягательств и уничтожения. Жители Египта начали почитать кошек, и благодарить их. Им стали приписывать человеческие и божественные качества. Их стали изображать на фресках и увековечивать в скульптуре. Особое уважение к кошкам выражалось также в том, что владельцев и питомцев хоронили вместе в одной гробнице, чтобы они оставались вместе и в загробном мире.

Современные исследования позволили выявить, что первые домашние кошки появились еще около 9 тысяч лет назад, одновременно с возникновением первого сельского хозяйства. Дальнейшее распространение домашних кошек было связано с переселением людей на новые территории.

История появления первых домашних кошек тесно связана с переходом от кочевого к оседлому образу жизни, и с развитием сельского хозяйства. Именно тогда люди стали формировать запасы пищи. Большое количество еды привлекало мелких грызунов и птиц. Концентрация этих мелких животных в одном месте значительно облегчала охоту для диких кошек, и они все чаще стали приходить в поселения людей и оставаться там.

Изначально сосуществование кошек и людей происходило на взаимовыгодной основе. Люди не пытались одомашнить кошачьих аналогично тому, как они приручали собак (волков) и домашний скот. Кошка сама приходила в поселения людей, и оставалась там до тех пор, пока там был источник питания и отсутствие непосредственных угроз для жизни.

До сих пор существует множество версий, теорий и споров относительно того, была ли вообще одомашнена кошка. С одной стороны сомнений относительно этого не должно быть – кошки комфортно себя чувствуют в условиях квартиры или дома, ждут хозяев домой, любят играть, требуют ласки и спят вместе со своим владельцем.

Но существует доводы в пользу того, что кошка так и не была полностью одомашнена:

  • Кошка остается с человеком, пока имеет какую-либо выгоду и не способна на верность, которую выказывают собаки. Она способна легко уйти от человека и вернуться к дикому образу жизни. После смерти хозяев большинство кошек не тоскуют, а могут даже использовать тело хозяина как источник пропитания.
  • В генетике кошек появилось намного меньше изменений, чем в генетике собак в процессе приручения и одомашнивания. Поведение кошек также мало изменилось. Они остаются независимыми и имеют повадки природного хищника. В процессе игр они могут нападать и травмировать хозяина, обращаясь с ним как с потенциальной жертвой и добычей.

Большинство ученых сходятся во мнении, что кошка – полуодомашненное животное. Они способны на мирное сосуществование с человеком. Существует немало примеров, когда кошки проявляли большую привязанность и верность хозяину. Многие представители этого рода кошачьих встречают своих владельцев дома с не меньшей радостью, чем собаки. Также часто они сами настойчиво требуют ласки, внимания и заботы, просятся на руки, сидят на коленях, спят вместе с человеком и завлекают в игры.

Существует версия, что негативный образ кошек и стереотип об их неверности появился благодаря специфическому отношению к этим животным церкви в период средневековья. Тогда кошкам приписывали магическую и дьявольскую природу и связь с колдовством

Однако общего мнения на этот счет нет. Считается, что история появления кошек рядом с человеком начинается примерно 10-12 тысяч лет назад и связана с тем, что эти животные сблизились с людьми именно с тех пор, когда последние начали вести оседлый образ жизни. Это, кстати, делает кошек просто уникальными среди всех зверей, многие из которых до сих пор стараются держаться от людей подальше.

Много споров вызывает также история происхождения кошек, которая тоже весьма неоднозначна. Самое распространенное мнение, которое, кстати, особенно прижилось в России, заключается в том, что единым предком современных кошек является переднеазиатская североафриканская степная кошка, которая была одомашнена вовсе не в Египте, а в Нубии, и произошло это около 4 тысяч лет назад. Только после этого кошки попали в Египет, а затем появились и в Азии, где успешно скрестились с лесными бенгальскими видами.

Богиня Бастет

Любовь и красоту, плодородие и благополучие олицетворяла в Древнем Египте богиня Бастет (богиня-кошка). Также она считалась матерью всех кошек. Известно, что эти животные особо почитались в древнем государстве и почитаются до сих пор.

В мифах она предстает то ласковой и грациозной, то мстительной и коварной. Действительно, эти качества присущи пушистым питомцам.

Изображение египетской богини Бастет

Встречаются фигурки, символизирующие Бастет с львиной головой. По поводу этого также находятся объяснения в египетском эпосе. Отцом божественной женщины считали могущественного Ра. Когда он состарился, то утратил влияние. Подданные восстали против бога. Ра обратился за помощью к дочке. Та приняла облик свирепого льва, спустилась на землю и обрушила праведный гнев на людей.

В руках богиня Бастет могла держать скипетр и систр или корзинку с котятами.

Принадлежности имели разное значение:

  • Корзина с детенышами кошек была символом плодородия, появления новой жизни;
  • Скипетр олицетворял власть;
  • Систр был признаком веселья, праздника.

Известно, что египтянки стали подводить глаза так ярко, чтобы походить на покровительницу всех женщин – Бастет.

Египтянки подводили глаза, чтобы походить на свою покровительницу

В каждом доме стояла своя фигурка Бастет в зависимости от того, что хотели получить хозяева. В Египте, в некоторых местностях, до сих пор организуют празднования в честь Бастет. Торжество проходит в середине апреля. В этот день жители выходят к берегам Нила и опускают в воды лодку со статуей богини. День проходит весело, под песни и танцы.

Повсеместное поклонение прекратилось только в 4 веке нашей эры. Тогда к власти пришли римляне. Начались гонения на пушистых мурлык и массовое истребление.

Чем кормится священная птица египтян

Излюбленным местом проживания культовой птицы египтян являются берега медленных рек, болота, озера, другие водоемы с зарослями тростника и небольшими деревьями на берегу. Они селятся стайно, где вместе с ними могут присутствовать цапли, бакланы, колпицы.

Типичная картина кормления ибиса – гуляющая по неглубокой воде птица, которая опустила туда свой тонкий изящный клюв. Орудие охоты двигается по сторонам, отлавливает всю проплывающую мимо живность: ракушки, насекомые, ракообразные, личинки, лягушки. Ибисы могут кормиться так же на берегу, где копошатся в грунте клювом, вытаскивая оттуда улиток, жуков, пауков, грызунов, змей.

Действительность существует как зеркало.

Прекрасное чувство — ценить красоту там, где другие видят обыденность

КОШКА: в МИФОЛОГИИ ЕГИПТА

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу».

Древнейшие изображения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современной Турции) VI век до н.э., из Иерихона — V век до н.э., показывают несколько женщин, забавляющихся с кошками. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи. В Китае этих животных знали за тысячу лет до н.э

Кошки в Древнем мире

Связь кошки с Древним Египтом хорошо известна. Кошки ценились так высоко, что, согласно Геродоту, когда в Египте загорелся дом, люди сначала занялись спасением своих кошек и только потом подумали о том, чтобы потушить огонь. Когда в семье умирала кошка, обитатели дома соблюдали те же ритуалы скорби, что и для члена человеческой семьи, и кошек обычно мумифицировали в тончайшем белье.

Кошка в Древнем Египте была тесно связана с богиней Бастет, которая покровительствовала очагу, дому, женщинам и женским тайнам. Бастет была одним из самых популярных божеств Египта, потому что она обещала мир и процветание своим приверженцам обоих полов. У каждого мужчины была мать или сестра, жена или дочь, о которых они заботились и хотели, чтобы их держали в безопасности, а также желали спокойного и процветающего дома, и это было то, что доставила Бастет.

Каждый год тысячи египтян приезжали в ее священный город Бубастис на ее праздник, и она и ее кошки ценились так высоко, что в 525 году до н. э. египетская армия в Пелузии сдалась персам, которые нарисовали изображение Бастет на своих щитах и пасли кошек и других животных перед ними перед стенами города. Египтяне считали капитуляцию предпочтительнее причинения вреда кошкам.

В Греции и Риме кошка никогда не достигала такого же божественного статуса, но все еще ценилась. Греки признавали ценность кошки в борьбе с вредителями и также держали ее в качестве домашнего животного, в то время как римляне, которые предпочитали использовать ласк, чтобы избавиться от мышей и крыс, сосредоточили свои усилия на том, чтобы баловать своих кошачьих друзей. Кошки наслаждались жизнью в Древнем Риме почти так же, как и в Египте, о чем свидетельствуют латинские авторы и римские могилы, изображающие убитых горем владельцев кошек.

Египтяне запретили вывоз кошек – наказанием за вывоз кошки из страны была смерть – и учредили в своих портах целевую группу, которая обыскивала высаживающиеся суда, чтобы убедиться, что на борт не было пронесено ни одной кошки. Однако умные экипажи и капитаны, должно быть, нашли какой-то способ обойти этот закон, поскольку кота перевезли из Египта в Грецию, Рим и Северную Европу. Моряками, скорее всего, ответственными за это, были финикийцы, мастера морских путешествий и наиболее важные торговцы древнего мира, которые, вполне возможно, также распространяли ассоциацию кошки с колдовством и подземным миром.

Оцените статью
FerretHome.ru
Добавить комментарий