Собака Павлова: что это такое, опыты с рефлексами животного

Собака Павлова: предыстория

Чтобы объяснить, что означает выражение «собака Павлова», я расскажу о сути экспериментов подробно. Иван Петрович Павлов — это известный русский, советский учёный, мировой «светила», академик, сфера научных интересов которого отличалась широтой и разнообразием. Академик Павлов – автор создания учения, посвящённого «высшей нервной деятельности». Многие знают, что Иван Павлов изучил рефлексы с последующим разделением их на условные и безусловные. Академик Павлов был первым русским учёным, удостоенным в 1904 году престижной Нобелевской премии.

В исследованиях Павлова берут начало основные идеи бихевиоризма. Бихевиоризм — направление психологии, которое основывается на поведенческих моделях людей и животных. Исследования Павлова установили, что модель поведения живых организмов определяется безусловными рефлексами. Внешнее создание новых условных рефлексов позволяет управлять моделью поведения.

Любопытно, что будущий учёный вырос в семье священника и обучался в семинарии с тем, чтобы продолжить дело отца. Но по окончании духовной семинарии, Павлов осознал, что является «рационалистом», и с «религией у него покончено». На выбор жизненного пути, связанного с естественными науками, повлияли труды разных учёных и писателей, в том числе – «Рефлексы головного мозга» Ивана Сеченова. Именно этот труд для Павлова стал книгой, перевернувшей его жизнь.

В первые годы советской власти в стране царила разруха. Именно в это время академик Павлов получил приглашение из Стокгольма: Шведская Академия наук сделала русскому учёному предложение, «от которого нельзя отказаться».

Немного позднее по распоряжению руководства Советской России под Ленинградом, для Павлова была построена Научная станция с питомником лабораторных животных.

Считается, что учёный Павлов стал прототипом профессора Преображенского в булгаковском «Собачьем сердце».

Академик Иван Павлов крайне отрицательно относился к политическим процессам в Советской России, считая, что этот режим приведёт к «одичанию». Но среди высоких чинов были те, кто симпатизировал учёному. Например, от угрозы квартирного уплотнения Павлова спас нарком просвещения Анатолий Луначарский.

В конце 20-х годов под Ленинградом начал формироваться целый научный городок с питомником, лабораториями для экспериментов над животными, домами для проживания учёных и лаборантов и прочей инфраструктурой. В лабораторных помещениях были оборудованы специальные звуконепроницаемые камеры, где изучались рефлексы собак. В экспериментальных лабораториях чуть позже были выделены клетки для изучения поведения двух человекообразных обезьян, которых Павлову из Парижа привёз его ученик. Академик Павлов жил и трудился в научном городке до конца жизни, передавая опыт и наработки молодым отечественным учёным. Сегодня это — Институт физиологии имени Павлова, он является одним из самых крупных многопрофильных научных учреждений.

По инициативе академика Павлова на территории Института в 1935 году был установлен памятник собаке с надписями — цитатами академика на барельефах постамента. Официально этот монумент — памятник научным экспериментам, но в народе его знают как «памятник собаке». Композиция символизирует исключительную роль собаки в исследовании физиологии нервной деятельности и является «благодарностью от человечества» и своеобразным ответом академика Павлова и его последователей на выпады противников экспериментов над животными, которые периодически поступали из европейских стран.

Что такое безусловные рефлексы

Этот термин обязан своим появлением исследованиям Ивана Петровича. Он посвятил изучению высшей нервной деятельности организмов более 30 лет своей жизни. Сформированные академиком принципы составили основу науки о поведении.

Кликер для собак: что это такое и для чего нужен

Безусловным рефлексом принято называть реакцию особи на различные раздражители, которая заложена на генетическом уровне. Это значит, что человек или животное с рождения обучен определенному поведению, которое контролируется нервной системой и не зависит от чьего-либо желания. К примерам того, как проявляется безусловный рефлекс можно отнести отдергивание руки от чрезмерно нагретых предметов (кипящего чайника, плиты).

Значимость подобных реакций для организма очевидна — они способствуют защите особи, предупреждают ее о том, какие факторы могут принести серьезный вред и даже привести к гибели. «Фишка» безусловных рефлексов и их основное отличие от условных заключается в том, что они передаются по наследству. Они сохраняются на всю жизнь и особь не нужно обучать каждый раз заново.

Обратите внимание! Безусловные рефлексы являются жизненно необходимыми и наблюдаются у всех представителей класса млекопитающие. Наличие врожденных стереотипных реакций было доказано Павловым при сборе желудочного сока

Он проследил взаимосвязь между выдачей пищи животному и выделением вещества, которое помогает ее переварить

Наличие такой же реакции у человека и многих других особей говорит о том, что исследования академика переносные, подходят для различных организмов

Он проследил взаимосвязь между выдачей пищи животному и выделением вещества, которое помогает ее переварить. Наличие такой же реакции у человека и многих других особей говорит о том, что исследования академика переносные, подходят для различных организмов

Наличие врожденных стереотипных реакций было доказано Павловым при сборе желудочного сока. Он проследил взаимосвязь между выдачей пищи животному и выделением вещества, которое помогает ее переварить. Наличие такой же реакции у человека и многих других особей говорит о том, что исследования академика переносные, подходят для различных организмов.

Опыт Галилея

Мысленный эксперимент с падающими предметами понадобился итальянскому физику и астроному Галилео Галилею, чтобы показать ошибочность заблуждения, что чем тяжелее тело, тем быстрее оно упадёт на землю. По легенде, в 1589 году Галилей залез на знаменитую «падающую» башню в Пизе и сбросил с неё два шара разной массы, которые достигли земли одновременно, подтвердив революционную гипотезу учёного. На самом деле он никуда не залезал, а опирался на чисто умозрительные соображения, которые изложил в трактате «О движении» (1590).

Представьте два предмета, один из которых тяжелее другого. Пусть их свяжут верёвкой друг с другом и сбросят эту связку с башни. Если тяжёлые предметы падают быстрее, чем лёгкие, то лёгкий предмет должен замедлять падение тяжёлого. Но поскольку рассматриваемая система в целом тяжелее, чем один тяжёлый предмет, она должна падать быстрее него. Мы приходим к противоречию, а значит, изначальное предположение (тяжёлые предметы падают быстрее лёгких) неверно.

Наше сознание противится идее, что молоток и перо, если сбросить их с одной высоты, упадут одновременно. В привычном нам мире атмосфера замедлит перо, и молоток упадёт быстрее. Но что, если поместить их в безвоздушную среду? Такой опыт проделали в 1971 году астронавты миссии «Аполлон-15»: на глазах миллионов телезрителей Дейв Скотт бросил на Луне геологический молоток и соколиное перо. Все смогли убедиться, что Галилей прав.

Перо и молоток на поверхности Луны

Собаки Павлова

Свое великое открытие Иван Павлов сделал, наблюдая за нерегулярной секрецией слюнных желез собак. Как уже говорилось, сначала он изучал пищеварение животных, замеряя, какое количество слюны выделяется у них при виде съедобных и несъедобных продуктов. Со временем ученый заметил, что слюноотделение у собак начиналось, как только в комнату входил ассистент, приносивший им еду. Решив, что животные реагируют на белые халаты сотрудников, Павлов выдвинул гипотезу, что выделение слюны представляет собой рефлекторную реакцию собак на конкретный раздражитель и что они ассоциируют белые халаты с получением пищи. По его предположению, слюноотделение, начинавшееся, когда собакам действительно приносили еду, было безусловным рефлексом, тогда как выделение слюны, вызванное видом белых халатов, – рефлексом приобретенным, условным. Чтобы подтвердить (или опровергнуть) свою идею, ученый провел один из самых знаменитых научных экспериментов – опыт с собаками.

По ком звонит колокол: выработка условного рефлекса в опытах Павлова

Опыт Павлова с собаками

1. В качестве подопытных в данном эксперименте выступали собаки.

2. Первым делом нужно было выбрать безусловный раздражитель. В данном опыте это пища, вызывающая у животных естественный, автоматический рефлекс – слюноотделение. В качестве нейтрального раздражителя в эксперименте применялся звук метронома.

3. Как показало наблюдение за собаками до выработки условного рефлекса, слюна у них начинала выделяться при виде еды, а при звуках метронома слюноотделение отсутствовало.

4. Чтобы запустить нужный процесс, подопытных многократно последовательно подвергали воздействию нейтрального раздражителя (звука метронома), после чего сразу же вступал в действие безусловный раздражитель (кормление).

5. По истечении некоторого времени звук метронома начинал ассоциироваться у собак с получением пищи. Чем дольше длился эксперимент, тем сильнее закреплялся условный рефлекс.

6. После завершения фазы выработки условного рефлекса нейтральный раздражитель (звук метронома) в предвкушении еды вызывал у подопытных животных слюноотделение независимо от того, сопровождался ли он раздачей пищи. Иными словами, слюноотделение стало частью условного рефлекса.

В среде неспециалистов Иван Павлов известен именно своими знаменитыми опытами с собаками, но ценность данного исследования, безусловно, не ограничивается изучением механизма слюноотделения. Открытие ученого сыграло огромную роль в понимании физиологии нервной системы человека и в значительной мере способствовало поиску методов лечения таких психических заболеваний, как панические и тревожные расстройства и разного рода фобии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

http://kotsobaka.com/sobaki/porody-s/pavlova.htmlhttp://1-vopros.ru/1281-refleks-sobaki-pavlova.htmlhttp://psy.wikireading.ru/13521

Приложения классического кондиционирования

Открытие классической обусловленности остается одним из важнейших в истории психологии. Постулаты Павлова являются основой поведенческой психологии, и сегодня они продолжают применяться.

Классическая обусловленность – это форма обучения, которую большинство организмов используют для адаптации к окружающей среде. Это было продемонстрировано в многочисленных исследованиях, в которых реакция различных организмов была обусловлена. От рыб, птиц, обезьян до людей.

Некоторые из приложений классического кондиционирования являются:

– Для лечения алкоголизма и других зависимостей. Некоторые методы лечения связывают зрение, вкус и запах алкоголя с лекарством, вызывающим рвоту. Повторяя это несколько раз, возникает реакция тошноты на алкоголь. Это лечение называется аверсивной терапией и может быть полезно и при других зависимостях..

– Объяснение зависимостей. Люди, зависимые от наркотиков, чувствуют необходимость вернуться к потреблению, когда они находятся в местах и ​​с людьми, с которыми они употребляли. Прежде всего, если бы они чувствовали приятные эффекты.

В лечении от зависимости одна из первых мер состоит в том, что наркоман отходит от всего, что связано с ощущениями, которые вызвало его потребление..

– Классическая обусловленность также использовалась для лечения страха или фобий. Например, некоторые безобидные насекомые.

В одном исследовании пациентов попросили подумать об ошибках, которые вызывали реакцию страха. Этот ответ был вскоре устранен, потому что он не был связан с укусом или укусом.

После исчезновения ответа, фотографии ошибок были представлены пациентам понемногу, пока, наконец, страх не исчез, даже заставляя их прикоснуться к ним..

Эта процедура называется систематической десенсибилизирующей терапией и применяется для преодоления страха перед водой, уколами, полетами и т. Д..

https://youtube.com/watch?v=X3rMkpc7wAQ

ссылки

  1. Иван Павлов и классическая обусловленность: теория, эксперименты и вклад в психологию. (Н.Д.). Получено 3 марта 2017 г. с сайта Study.com: study.com.
  2. Майерс, Д. Г. (2005). Психология (7-е изд.). Буэнос-Айрес; Мадрид: Редакция Panamericana Médica.
  3. Собаки Павлова. (Н.Д.). Получено 3 марта 2017 г. с сайта Verywell: verywell.com.
  4. Собаки Павлова. (Н.Д.). Получено 3 марта 2017 г. от Simply Psychology: simplypsychology.org.
  5. Собаки Павлова и классическое воспитание. (Н.Д.). Получено 3 марта 2017 г. из сайта «Мир психологов»: psychologistworld.com.
  6. Worchel, S. & Shebilske, W. (1998). Психология: основы и приложения. Пятое издание. Мадрид: Прентис Холл.

Суть экспериментов и опытов

Ретриверы: какие бывают виды и что это такое

Павлову принадлежит инновационный для тех времен метод сбора чистого желудочного сока из организма. Для этого ученому пришлось сшивать отдельные участки кожи и слизистой. Сок собирался при помощи металлических трубок, которые вставлялись в органы ЖКТ и плотно закрывались пробками. В результате эксперимента академик научился получать вещество на любом из участков пищеварительного тракта.

Обратите внимание! Эксперименты Павлова позволили контролировать выход желудочного сока и предотвратить его выбросы в большом количестве, что могло бы провоцировать разрушение брюшной стенки и кишечника. Также доктор известен опытами, которые вошли в науку под названием «мнимое кормление». Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ

Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ

Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться

Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ. Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться

Также доктор известен опытами, которые вошли в науку под названием «мнимое кормление». Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ. Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться.

Благодаря проведенным российским ученым опытам физиология, несмотря на свое многовековое существование, фактически была изобретена заново и именно Павлов стал отцом этой науки.

Мнимое кормление — один из опытов академика Павлова

Павлов: опыты над собаками

Учёный родился в Рязани, где и по сей день находится его музей-квартира. Конец XIX века знаменовался бурным развитием разных сфер научной деятельности, однако далеко не все они следовали в верном направлении с точки зрения анатомии и физиологии живых организмов.

И.П

Павлов вначале сфокусировал внимание на исследованиях физиологии пищеварения, проводя многочисленные опыты над животными. Впоследствии ряд открытий натолкнул его на то, чтобы впервые описать ответную реакцию живого организма на поступающий внешний (или внутренний) раздражитель

Такие реакции Павлов назвал рефлексами, разделив их на условные и безусловные. Это стало началом для глубокого изучения нервной системы человека, в том числе и сути наших психоэмоциональных реакций.

Большая часть деятельности учёного была сосредоточена в Санкт-Петербурге, в Институте экспериментальной медицины. На его базе Иван Петрович в течение многих лет проводил уникальные для того времени исследования и опыты. В 1904 году он стал первым человеком в России, получившим Нобелевскую премию и международное признание.

Собаки были главным звеном всех экспериментов, проводимых Иваном Петровичем и его последователями. Животных оперировали и далеко не все из них выживали. Несмотря на это Павлов не был жестоким человеком и сам сильно переживал, теряя на операционном столе кого-нибудь из питомцев

По словам самого академика, собаки были настолько ему преданы, что их не нужно было принуждать идти в операционную: они словно понимали важность своего служения науке и нисколько не сопротивлялись

В Институте экспериментальной медицины есть легендарная Башня молчания, овеянная мрачными историями. В ней Павлов проводил все опыты, главным условиям которых была абсолютная тишина, чтобы никакие внешние стимулы не отвлекали собак от сигналов, регулярно подаваемых исследователем. Животные находились в полной изоляции, а свет в камере был очень тусклым (что, собственно, и может порождать у ряда впечатлительных людей мрачные и депрессивные мысли).

Появилось свободное время?

Тогда используй его! Получи дополнительное образование!

Собаку помещали в специально оборудованный станок и аккуратно фиксировали ремнями — так, чтобы она не могла уйти. Сам Павлов в процессе опытов находился в соседнем помещении, подавал звуковые сигналы, кормил животных и наблюдал за ними через перископ

Всё внимание собаки должно было сосредоточиться исключительно на сигналах экспериментатора: с помощью специального устройства зажигали лампочку, а корм подавали, нажимая на грушу или педаль

Классическое определение кондиционирования

Классическое обусловливание – это теория поведенческого обучения, которая утверждает, что безусловная реакция (обычно инстинктивно присутствующая) может передаваться от одного стимула к другому в процессе обучения. Чтобы понять, как работает этот процесс обучения, нужно сначала разобраться с наиболее важными терминами обусловленности.

Пример: кто-то дергает рукой прямо перед твоим лицом. Ты автоматически должна моргать. Жест рукой в ​​данном случае – безусловный стимул.

Безусловный ответ – это реакция, которую ты не можешь контролировать, потому что она естественна.

Эксперимент Павлова с собакой

Пример: В примере с движением руки безусловным ответом является моргание. Рефлекс моргания является врожденным и инстинктивным.

Нейтральный стимул – это тот, на который нет реакции.

Пример: кто-то напротив тебя хлопает в ладоши. Поскольку ты не имеешь к нему никакого отношения и твоё тело не находится в данный момент в опасности, ты не проявляешь на него никакой реакции.

Условный раздражитель изначально является нейтральным стимулом. Однако при взаимодействии с другим стимулом реакция на него усваивается.

Пример: пока один человек хлопает перед тобой, кто-то другой одновременно двигает рукой перед твоим лицом. После нескольких повторений тебе захочется моргнуть только на звук хлопков в ладоши.

Условный ответ – это выученная реакция на условный раздражитель.

Пример: моргание в ответ на хлопки в ладоши теперь является условным ответом.

Описание эксперимента Павлова

Опыты академика Павлова на собаках принесли учёному широкую известность. Фактически это было началом глубокого изучения психоэмоциональных реакции и нервной системы живых организмов. Для проведения экспериментов Павлов преобразовал методы исследования функций организма, которые позволили проводить опыты на практически здоровом животном в течение длительного времени.

Проведённые исследования на тему физиологии пищеварения и опыты над собаками дали возможность академику Павлову описать реакции организма, которые поступают на внешние раздражители. Все реакции Павлов изучил и дал им название – рефлексы. Рефлексы, в свою очередь, были поделены на условные и безусловные.

Собаки были главными «героями» многих экспериментов учёного. Так чем прославилась собака Павлова, в чём суть опытов?

Эксперименты Павлова над собаками называли «мнимым кормлением». При проведении опытов учёный изучал физиологию пищеварения и связь пищеварительной и нервной системы. Суть исследования заключалась в том, что в стенке желудка и пищеводе животного проделывали отверстие с трубкой – фистулу. В итоге пища вываливалась наружу из отверстия в пищеводе и не достигала желудка. При этом желудок собаки успевал получать сигнал о движении пищи в организме и выделял сок для её переваривания. Выделенный желудком сок использовали для исследований.

В результате экспериментов было доказано, что желудок управляется нервной системой и зависит от неё. Желудочный сок начинал вырабатываться несмотря на то, что пища до желудка не доходила. Сигнал о выработке сока поступал в желудок по нервам, идущим от пищевода, и если перерезать нервы, которые идут от пищевода к желудку, то сок выделяться не будет.

Для проведения эксперимента собаку с помощью ремней фиксировали в специальном устройстве. Всё было сделано для того, чтобы животное реагировало на сигналы, подаваемые учёным (он находился в смежном помещении и наблюдал за реакциями).

Подачу пищи предваряли шаги тех, кто пришёл кормить животное, затем включался свет, и далее следовало кормление. День за днём собака привыкала к такому распорядку и реагировала на предстоящее кормление слюноотделением и выделением сока в желудке. В итоге были открыты условные рефлексы пищеварения. Слюноотделение и выделяемый желудком сок являлись параметрами, определяющими проявление условного рефлекса в качестве реакции на раздражитель

Для Павлова было важно подробно исследовать изучаемые процессы. Учёный заметил, что от раза к разу сок в желудке у животного «по привычке» начинает выделяться, когда зажигается свет, а последующее кормление не наступает

А ещё через некоторое время желудок собак выделял сок уже тогда, когда животное слышало шаги человека, означающие, что скоро будут кормить

А ещё через некоторое время желудок собак выделял сок уже тогда, когда животное слышало шаги человека, означающие, что скоро будут кормить.

Условный рефлекс появлялся при готовности собаки получать корм, а на это влиял психологический компонент. Упреждающее слюноотделение и появление желудочного сока в ответ на акустические и визуальные стимулы, к которым привыкали животные при кормлении, Павлов назвал «психической секрецией».

Проведённые эксперименты объясняют, что такое рефлекс собаки Павлова. Исследования показали тесную взаимосвязь между процессами физиологии и факторами психологии живых организмов. Опыты показали, что со временем нейтральный начальный стимул становится значимым моментом для наступления реакции. Стимул и последующая реакция, которую демонстрировали животные, «привязываются» друг к другу.

Рефлекс, который назвали «эффект собаки Павлова» стал стимулом к развитию психологии и формированию теории классического обусловливания. Впоследствии проводимые исследования на эту тему показали, что психика человека не отличается от психики собаки.

Классическое («павловское») обусловливание – это процесс, при котором безусловный стимул (еда) связан с нейтральным стимулом (свет, звук шагов) до момента, когда нейтральный стимул становится условным и сопровождается реакцией (условной), какой сопровождается безусловный стимул

Теория обусловливания занимает важное место в практических методиках психологической терапии

Условные рефлексы

Условный рефлекс — ответная реакция организма на раздражитель, выработанная в процессе жизни или дрессировки. Условные рефлексы по характеру их образования можно разделить на натуральные и искусственные.

Натуральные условные рефлексы

Натуральные условные рефлексы — это те рефлексы, которые образовались естественным образом, без вмешательства человека.

Собака, зайдя на тонкий лед в начале зимы, чувствует, как он трещит и ломается под ногами. Бывает, что животное проваливается, мочит лапы. Одного такого случая достаточно, чтобы собака начала стороной обходить лужи и водоемы, покрытые льдом. Такое поведение определяется натуральным условным рефлексом.

Искусственные условные рефлексы

Искусственные условные рефлексы — это рефлексы, выработанные человеком в результате создания определенных условий.

Например, создавая соответствующие условия и применяя определенные раздражители, дрессировщик вырабатывает условный рефлекс посадки собаки по команде «Сидеть». Условный рефлекс в таком случае будет искусственным.

В процессе воспитания и дрессировки собаки могут выработаться нежелательные для нас условные рефлексы. Например, при приучении собаки к преодолению препятствий часто бывает так, что собака с первых попыток неудачно прыгает через барьер, бьется лапами или другими частями тела. В таких случаях может образоваться условный рефлекс избегания барьера (условный рефлекс может и не образоваться. О механизме и условиях образования условного рефлекса мы поговорим на следующем занятии).

Иерархия условных рефлексов

Условный рефлекс обязательно образуется на базе безусловного рефлекса, реакции поведения или рефлекторного акта. Такой условный рефлекс называется условным рефлексом I порядка. В приведенном примере условный рефлекс избегания барьера выработан на базе пассивно-оборонительной реакции. (В ее роли выступает физическое избегание болевых раздражителей).

Но условный рефлекс может быть выработан и на базе ранее выработанного условного рефлекса. В таком случае он будет называться условный рефлекс II порядка. Выработав условный рефлекс посадки по команде, дрессировщик на его базе может выработать условный рефлекс посадки по жесту, давая после жеста рукой команду «Сидеть» и поощряя посадку собаки. Условный рефлекс посадки по жесту будет условным рефлексом II порядка.

Условный рефлекс II порядка может являться базой для выработки следующих условных рефлексов. В таком случае далее выработанный условный рефлекс будет называться условным рефлексом высшего порядка.

Степень выработки

Условные рефлексы также разделяют по степени их выработки. Проведя 1-2 тренировки по выработке посадки по команде, мы вырабатываем первоначальный условный рефлекс. Он еще не устойчив, проявляется не на каждую команду и требует дальнейшего закрепления. В случае воздействия отвлекающих раздражителей первоначальный условный рефлекс не проявляется. Постоянно отрабатывая данный условный рефлекс, мы развиваем его до стойкого условного рефлекса, гарантированно проявляемого в стандартных условиях обстановки. Но надеяться на безотказность работы собаки в любых условиях мы не можем. Для этого условный рефлекс следует отработать до навыка. Навык проявляется в любых условиях, при наличии большого количества сильных отвлекающих раздражителей.

Поведение собаки определяется условными и безусловными рефлексами. Безусловные рефлексы являются базой, той частью поведения, которая заложена в собаку природой. Условные рефлексы — выработанная часть поведения, формировать которую мы можем, создавая определенные условия и применяя необходимые раздражители.

Андрей Сидельников, 2001 г.Дрессировка собак в Москве — подбор площадки.

Выработка условного рефлекса у собак.

Широко известны исследования И.П. Павлова по выработке условного рефлекса у собак. Например, ставится задача выработки у собаки рефлекса по слюноотделительной методике, т. е. вызвать слюноотделение на световой раздражитель, подкрепляемый пищей – безусловным раздражителем. Сначала включают свет, на который собака реагирует ориентировочной реакцией (поворачивает голову, уши и т. д.). Эту реакцию Павлов назвал рефлексом «что такое?». Затем собаке дают пищу – безусловный раздражитель (подкрепление). Таким образом действуют несколько раз. В результате ориентировочная реакция появляется все реже, а затем и вовсе пропадает. В ответ на импульсы, которые поступают в кору из двух очагов возбуждения (в зрительной зоне и в пищевом центре), укрепляется временная связь между ними, в итоге слюна у собаки выделяется на световой раздражитель даже без подкрепления. Это происходит потому, что в мозговой коре остался след перемещения слабого импульса в сторону сильного. Вновь сформировавшийся рефлекс (его дуга) сохраняет способность воспроизводить проведение возбуждения, т. е. осуществлять условный рефлекс.

Сигналом для условного рефлекса может стать и тот след, который оставили импульсы наличного раздражителя. Например, если воздействовать условным раздражителем в течение 10 с, а затем через минуту после его прекращения давать пищу, то сам по себе свет не вызовет условно-рефлекторного отделения слюны, но через несколько секунд после его прекращения условный рефлекс появится. Такой условный рефлекс называют следовым. Следовые условные рефлексы развиваются с большой интенсивностью у детей со второго года жизни, способствуя развитию речи, мышления.

Чтобы выработать условный рефлекс, нужны условный раздражитель достаточной силы и высокая возбудимость клеток мозговой коры. Помимо этого, сила безусловного раздражителя должна быть достаточной, в противном случае безусловный рефлекс будет гаснуть под воздействием более сильного условного раздражителя. При этом клетки мозговой коры должны быть свободными от сторонних раздражителей. Соблюдение данных условий ускоряет выработку условного рефлекса.

Классификация условных рефлексов.

В зависимости от методики выработки условные рефлексы подразделяют на: секреторные, двигательные, сосудистые, рефлексы-изменения во внутренних органах и др.

Рефлекс, который вырабатывается подкреплением условного раздражителя безусловным, называется условным рефлексом первого порядка. На его основе можно выработать новый рефлекс. Например, сочетанием светового сигнала с кормлением у собаки выработан прочный условный рефлекс слюноотделения. Если перед световым сигналом давать звонок (звуковой раздражитель), то через несколько повторений такого сочетания у собаки начинается слюноотделение на звуковой сигнал. Это и будет рефлекс второго порядка, или вторичный рефлекс, подкрепляемый не безусловным раздражителем, а условным рефлексом первого порядка.

На практике установлено, что на базе вторичного условного пищевого рефлекса выработать у собак условные рефлексы других порядков не удается. У детей же удавалось развить условный рефлекс шестого порядка.

Чтобы выработать условные рефлексы высших порядков, нужно новый индифферентный раздражитель «включать» за 10–15 с до начала действия условного раздражителя ранее выработанного рефлекса. Если интервалы будут меньше, то новый рефлекс не появится, а выработанный до этого угаснет, потому что в коре мозга разовьется торможение.

И.П. Павлов

Оцените статью
FerretHome.ru
Добавить комментарий